Как стало известно «Маркеру», в 2011 и начале 2012 года российская авиакомпания «Полет» выполнила четыре контракта на внутренние перевозки военных вертолетов для американской армии. Российские и украинские компании лидируют на рынке крупногабариных, сверхтяжелых и нестандартных авиаперевозок, несмотря на то, то их главное преимущество - самолеты «Руслан» - не производятся уже 20 лет.
Черные вертолеты предпочитают советскую технику
В рамках последнего контракта с Командованием воздушных перебросок США (AMC) избазы в Кентукки в Калифорнию транспортировалось порядка 30 вертолетов: «Апачи» (AH-64), «Кайовы» (OH-58D), «Черные ястребы» (UH-60M). Эти машины, весом от 2,2 до 6,6 тонны, в январе-феврале 2012 года удалось перевезти за 6 рейсов. В прошлом году воронежский «Полет» получил от AMC три контракта, но рейсов в каждом из них было меньше. Вертолеты, включая самый крупный геликоптер американской армии - 17-тонный CH-53E Super Stallion, возили между Гаваями и Колорадо с Аризоной.
В документах «Полета», которые есть в распоряжении «Маркера», подчеркивается, что указанный груз не может перевезти ни один американский самолет - но может Ан-124-100 «Руслан». «Наша авиакомпания регулярно осуществляет работы по перевозке нестандартных и крупногабаритных грузов по всему миру. В частности, военной техники в США», - сообщил представитель компании «Полет» Григорий Башкирев. Подробности контрактов с AMC он сообщать отказался.
Несколько миллионов за вылет
Перевозками грузов для западных армий занимаются еще две компании из постсоветского пространства. С 2006 года украинские «Авиалинии Антонова» и российская группа компаний «Волга-Днепр» работают по соглашению с агентством NAMSA, которое представляет интересы НАТО. «По соглашению самолеты Ан-124-100 «Руслан» компаний «Авиалинии Антонова» и «Волга-Днепр» используются в рамках программы НАТО под названием SALIS, выполняя воздушные перевозки грузов по заказам 18 стран», - рассказали в киевском офисе госпредприятия «Антонов», которому принадлежит авиакомпания. Например, с 2006 по 2008 годы самолеты «Авиалиний Антонова» и «Волги-Днепра», занятые в программе, выполнили 550 рейсов и перевезли более 33 тыс. т различных грузов.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, армии могут привлекать для перевозки военных грузов иностранные компании, если соблюдаются некоторые предосторожности. «Эти вопросы легко решаются. Техника идет зачехленная, на борту обязательно присутствуют специалисты», - говорит Дмитрий Баранов. Хотя авиакомпании принципиально не раскрывают стоимость перелетов, они указывают, что каждый вылет может стоить несколько миллионов долларов. Цена может быть немного меньше, если большой ценный груз перевозится на небольшое расстояние.
Дефицит начнет восполняться к 2016 году. Или позже
Получать такие крупные заказы российским компаниям позволяет уникальность самолета АН-124 «Руслан». Машину, которая может поднимать порядка 120 тонн груза, начали делать в 1982 году как военную - позже появилась «мирная» модификация, АН 124-100. После распада Советского Союза самолет был снят с производства - а всего было произведено чуть более 50 самолетов. В США разрабатывался конкурент «Руслана» - самолет Lockheed C-5 Galaxy, однако он изначально отставал от «Руслана» по техническим характеристикам. Сейчас самыми крупными эксплуатантами самолета и являются грузовые авиваперевозчики «Авиалинии Антонова» (Украина), «Волга-Днепр» и «Полет».
По словам представителя ГП «Антонов» Оксаны Трофимчук, эти компании вместе имеют около 20 самолетов и их с трудом хватает на все поступающие заказы. Однако самолетов станет больше - с 2016 года по соглашению с ГП «Антонов» ульяновская компания «Авиастар-СП» начинает сборку новых «Русланов». «Возобновлять производство того самолета, который был тогда, нет смысла, поэтому работаем над тем, чтобы это был современный, соответствующий техническому уровню самолет. Сейчас мы делаем новую модификацию по заказу «Волги-Днепра», технические задания с ними согласовали. Эскизы уже близки к тому самолету, который будут собирать», - рассказала Оксана Трофимчук. При этом она отметила, что на проект сложно найти финансирование, этим объясняется такой перерыв такой длинный срок реализации проекта.
Мария Киселева, Тарас Подрез
Источник: marker. ru