В полку палубной авиации появилось долгожданное пополнение: впервые за последние 17 лет молодой пилот принял участие в учениях на Баренцевом море во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов». Корреспондент La Russie d’Aujourd’hui разобрался в том, как работает эта элитная служба палубной авиации.
«Жена скоро выгонит меня из дома, - шутит летчик корабельной авиации Станислав Авдин в ответ на вопрос о том, как проходит его служба. - Я ухожу в семь часов утра и прихожу обратно в десять вечера. Еле доползаю до ванной, а затем сразу падаю в кровать… И так почти каждый день».
Капитан Авдин - один из тысяч профессиональных офицеров из Североморска, столицы российского Северного флота. В августе на Су-33 он совершил первое самостоятельное приземление на палубу российского авианосца «Адмирал Кузнецов». На первый взгляд во всем этом нет ничего удивительного. Тем не менее, в свои 28 лет он стал самым молодым пилотом, которому удалось освоить подобный маневр. У капитана немного повреждена губа: его слишком активно поздравляли с успешным приземлением. «По традиции, когда вы выходите из кабины пилота, вас поднимают, подбрасывают в воздух и трижды ударяют о тормозной крюк. Меня стукнули так, что тряслась вся палуба».
Можно сказать, что к этому дню капитан Авдин готовился всю свою жизнь. «В детстве первой моделью самолета, которую я собрал, оказался Су-33. И это, безусловно, определило мою судьбу: морская авиация немыслима без Су-33», - вспоминает он.
Всего пилотов российской морской авиации насчитывается немногим меньше 20 человек, что в несколько раз меньше числа космонавтов. Отчасти это объясняется тем, что «Адмирал Кузнецов» - единственный авианосец в России, который был принят на вооружение 20 лет назад, в год распада Советского Союза. Его плавные очертания немного выделяют его на фоне более традиционных российских крейсеров и эсминцев, которые стоят на якоре в Североморске. Летчики палубной авиации напоминают элитную касту среди военных: их очень немного, их зарплаты в среднем ощутимо выше, на них лежит больше ответственности, но их дисциплина не такая жесткая.
Редкие новобранцы
На подготовку пилота требуется по меньшей мере семь лет: пять лет в летном училище и два года подготовки в авиационном полку. «Уже 17 лет на борт нашего авианосца не ступала нога ни одного капитана. До вчерашнего дня последним был я», - объясняет полковник Евгений Кузнецов, командир 279 отдельного корабельно-истребительного авиационного полка, в котором служит Авдин. Средний возраст пилотов, которые летают на Су-33 и Су-25, составляет 42 года. В отставку они уходят в 45-50 лет. «Мы не вечные, поэтому очень важно подготовить молодежь, которая бы пришла нам на смену», - объясняет Кузнецов, который служит в полку с 1994 года.
Получается, что подбор элиты боевой авиации требует творческого подхода. Авдин рассказывает, что на пятом году обучения в летном училище он сам отправился в полк и подал командующему рапорт с просьбой о зачислении. Далее последовали долгие месяцы тренировок и, наконец, учебные полеты с инструктором в двухместном истребителе. «Мы сажаем их вместе с опытными людьми. Подготовленный летчик совершает посадку, сидя на переднем сиденье, а вы летите вместе с ним и наблюдаете. Каждый говорит себе: все просто, ты ставишь штурвал в положение для взлета, тянешь его на себя, даешь газ, приземляешься и получаешь деньги. Ничего особенного. Но, когда пробуешь сам, то понимаешь, что не так просто», - рассказывает капитан.
Свободные выходные выдаются редко, но Авдин так рад своему приземлению («я все еще не могу прийти в себя»), что соглашается поговорить еще немного. Командующий дает добро на просьбу журналистов и распоряжается пропустить их на закрытый военный аэродром: «Так, мы снимаем кожухи с самолетов. Начинаем техническую подготовку машин, поэтому чтобы никто тут не шатался без дела, не курил и не ротозействовал. Это ясно?» Причины такого резкого тона довольно прозрачны: пилоты общаются на собственной длине волны, их отношения близки к семейным, что трудно понять внешнему наблюдателю. А день авиации Северного флота на базу прибыли летчики из Центральной России. Среди них оказался даже осыпанный благодарностями и медалями слепой священник, которого вели под руки его бывшие сослуживцы.
«На самом деле все сложнее»
На аэродроме, куда мы заходим вместе с военными, стоит теплая и солнечная погода: трудно поверить, что мы находимся на крайнем севере. Стоя рядом со своим Су-33, Авдин объясняет, в чем состоит сложность посадки на палубу «Кузнецова». 25-тонной машине необходимо приземлиться на расстоянии в 36 метров, заходя на посадку под точно заданным углом и точно установленной скорости. «Учесть можно всего лишь 60% посадочных условий», - продолжает он. Самое сложное - это оставаться на «луче приземления», который составляет 1,5 градуса при приближении к кораблю. «Однажды ко мне пришел друг. Он часто играет в симуляторы на компьютере и по жизни занимается продажей силовых тренажеров - одним словом, настоящий профессионал. Он говорил, что без проблем сможет все сделать на летном тренажере. В итоге я поставил ему самые простые летные условия, но ему не удалось сесть на авианосец. На самом деле все еще сложнее».
Авианосец «Адмирал Кузнецов» меньше своих американских коллег по размеру: два футбольных поля в длину, 1500 солдат на борту (в том числе призывники), ангары на 65 самолетов (против 95 у американцев). Стоящие перед ними боевые задачи также кардинально разнятся. «Американские авианосцы представляют собой ударную силу, - объясняет полковник Кузнецов. - Они появляются и наносят удар по суше с моря». Российские же корабли в свою очередь служат «для прикрытия военно-морских сил с воздуха». Все американские авианосцы движутся на ядерной тяге. Российские работают на мазуте, а значит, их содержание обходится дороже. Военные утверждают, что авианосцы нужно модернизировать. При правильном использовании, говорят они, «Адмирал Кузнецов» может прослужить еще 20 лет. Тем не менее, пилоты палубной авиации, по всей видимости, еще долго будут в России экзотикой: в июле этого года министр обороны России Анатолий Сердюков сообщил, что планов по строительству новых авианосцев в настоящий момент не существует.
Источник: xpressa. ru