Минский авиаремонтный завод успешно завершил первый этап заводских летных испытаний беспилотного авиационного комплекса самолетного типа «Филин» с полностью автоматическим взлетом, полетом по маршруту и посадкой на полосу, сообщает пресс-служба завода.
Подобный высокотехнологичный продукт стал первым не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Проект получил старт по инициативе Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Сам аппарат создан Минским авиаремонтным заводом, система автоматического управления разработана белорусским предприятием ООО «КВАНД ИС».
Беспилотный летательный аппарат (БЛА) - это летательный аппарат, управляемый оператором при помощи радиосвязи, или же - автопилотом под управлением специального программного обеспечения. Так сокращенно называемые «беспилотники» имеют стратегическое назначение в военно-оборонной и гражданской сферах: отслеживании ситуации на дорогах, пожаров в лесах, патрулировании границ, поисково-спасательных операциях, метеорологии.
Многие разработчики делают ставку на создание полностью автоматизированных БЛА, способных выполнять взлет и посадку на полосу в полностью автоматическом режиме. Однако подобные инновационные проекты есть лишь у признанных мировых стран-лидеров в области создания беспилотных летательных аппаратов: США и Израиля.
По оценкам Министерства Обороны РБ, в настоящее время в мире разработаны, разрабатываются или находятся в серийном производстве более 1500 типов беспилотных летательных аппаратов. Но ключевой сложностью остается задача полной автоматизации процесса: часть аппаратов имеют системы автоматического взлета, но посадка выполняется вручную или на парашюте, что не гарантирует сохранности как самого БЛА, так и полезной нагрузки. По мнению экспертов, к 2015-2020 гг. значимость «беспилотников» в мире возрастет до того, что треть мирового авиапарка военной авиации в передовых странах станет беспилотным, а функции выполнять будет те же, что и «пилотируемая» авиация.
Задача развития технологий создания беспилотных авиационных комплексов в Республике Беларусь возникла в 2008 году. В 2010г. с инициативой реализации проекта выступило Министерство транспорта и коммуникаций РБ на базе Минского авиаремонтного завода (МАРЗ).
Этапу производства белорусского беспилотного летательного комплекса предшествовал почти 5-летний этап его разработки. Коллектив конструкторов, технологов, рабочих высшей квалификации - все усилия необходимо было объединить в единый комплекс, чтобы в итоге получить высокотехнологичный продукт.
Созданный белорусский беспилотный авиационный комплекс состоит из пункта управления, пункта технического обслуживания и беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Стерх-БМ», предназначен для мониторинга удаленных участков земной и водной поверхности и буксировки авиационных мишеней.
Источник: aex. ru