14 июня 2012 года между Украиной и Россией был подписан протокол, согласно которому обе стороны намереваются возобновить серийное производство самолетов Ан-124 до конца 2012 года. Подписание этого документа стало результатом десятидневного заседания комиссии по вопросам украино-российского сотрудничества, которая входит с состав Межгосударственной комиссии.
О планах двух государств заявил Дмитрий Колесников, который является председателем государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом.
Необходимо отметить, что начало лета текущего года уже было ознаменовано наличием определенных перспектив. Так, украинский авиапромышленный комплекс, после долгих и нелегких переговоров с российскими самолетостроителями, достиг определенных договоренностей. При этом были получены более-менее четкие ответы на наиболее неотложные вопросы относительно Ан-70 (военно-транспортный самолет), а также по Ан-124 (уникальный транспортный самолет).
Интерес к совместному строительству авиатехники возобновился практически поле целого года затишья. Еще в начале весны прошлого года между Объединенной авиастроительной корпорацией и Государственным авиастроительным концерном «Антонов» был заключен договор о купле-продаже 50 процентов уставного капитала «ОАК - Гражданские самолеты», на основе которого планировалось со временем создать совместное предприятие «ОАК - Антонов». Тогда сделка носила явно политический характер, поскольку при ее подписании присутствовали премьеры двух государств - Н. Азаров и В. Путин.
Сначала российская сторона хотела приобрести 51 процент акций украинского концерна «Антонов», что дало бы возможность фактически всецело распоряжаться интеллектуальной собственностью украинской стороны. Понятное дело, что многих представителей Украины такой исход событий не устраивал, поэтому тогда договориться сторонам так и не удалось.
Следующая попытка была предпринята в мае 2011 года, когда в украинскую столицу прибыла группа руководителей ОАК во главе с М. Погосяном. Тогда, согласно неофициальной информации, руководству украинского предприятия было сделано предложение относительно передачи под контроль будущего совместного предприятия определенной доли мощностей Воронежского и Ульяновского авиастроительных заводов. Взамен же концерн «Антонов» должен был передать под контроль СП мощности и интеллектуальную собственность КБ. Однако и такое предложение было для украинской стороны крайне сомнительным, поскольку завод - это единое целое, и разделять и тем более передавать под контроль другого предприятия определенные цеха - не представляется возможным.
И вот в конце мая этого года в ходе проведения выездного заседания межгосударственной комиссии, в которой принимали участие С. Нарышкин (спикер Государственной Думы России), В. Литвин (председатель Верховной Рады Украины), а также представители ведомств и министерств, которые непосредственно связанны с авиационной промышленностью, было принято решение о совместном производстве Ан-70 и Ан-124 «Руслан». До 2030 года планируется построить 150 моделей первого типа и порядка 50 - второго.
По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации М. Погосяна, который выступил на заседании, начиная с настоящего момента, и до 2030 года только на модернизацию и ремонт планируется отправить примерно 75 Ан-124. Из них примерно 40 процентов принадлежит российскому военному ведомству. Кроме того, планируется не только проведение работ по ремонту и модернизации, но также и возобновление производства «Русланов» - до 2030 года порядка 45-50 единиц. Он также уточнил, что главные заказчики самолетов - украинское и российское военные министерства.
Но это далеко идущие планы. Что же касается более близких перспектив, то, по словам генерал-лейтенанта В. Качалкина, командующего российской военно-транспортной авиацией, в течение 2014-2020 годов российская сторона должна получить 60 военно-транспортных Ан-70. В текущем году планируется закончить исследование и опытное проектирование. Таким образом, будет создан новый тактико-оперативный самолет, который будет предназначен для выполнения военных задач. Относительно Ан-124, то до 2020 года прогнозируется получение 25 единиц различных модификаций данной модели.
В то же время, российская военно-транспортная авиация не будет приобретать иностранную авиатехнику, поскольку образцы совместного украино-российского производства полностью удовлетворяют требования российских военных.
Подобные заявления имеют большой вес. Напомним, что проект относительно производства Ан-124 был возобновлен в 2009 году. В этом процессе активную роль сыграл Д. Медведев, который тогда занимал пост главы государства, и который поручил правительству внести в госпрограмму по вооружению закупку 20 «Русланов». Примерно в то же время прозвучало заявление о том, что планируется возобновление производства этих грузовых самолетов, которые, кстати, являются наиболее крупными машинами данного класса. Помимо военного интереса, будут учтены также интересы гражданских перевозчиков, который заявили о желании приобретения порядка 60 Ан-124.
После проведения заседания российские эксперты говорили о том, что большинство потенциальных заказчиков ждет от российского военного ведомства четкого ответа относительно Ан-124. И решение о возобновлении совместного украино-российского производства «Русланов» - это действительно принципиальная государственная позиция, выраженная к тому же количественно. Главное условие, которое было поставлено российской Объединенной авиастроительной корпорацией, заключалось в том, что контракт с военными должен быть заключен относительно большой партии самолетов, поскольку согласно данным проекта, при увеличении грузоподъемности до 150 тонн, рентабельность проведения разработок новой модификации «Руслана» может быть обеспечена при минимальном заказе в 40 машин. Таким образом, если речь идет о 50 Ан-124, то это вполне удовлетворительная цифра.
Если говорить об Ан-70, то здесь решение вопросов подошло к финальной стадии. Как известно, еще в 2006 году реализация данного проекта оказалась под угрозой прекращения, поскольку В. Михайлов, будучи в то время главнокомандующим военно-воздушных сил России, заявил о том, что армия не нуждается в такой модели транспортно-грузового самолета, и что предпочтительнее для нее использование модернизированных Ил-76. В данный момент времени эти высказывания признаны ошибочными, и российско-украинская программа по совместному производству Ан-70 получила дальнейшее развитие.
Необходимо отметить и тот факт, что российская сторона крайне заинтересована в развитии своей военно-транспортной авиации. Об этом свидетельствуют и заявления Д. Рогозина, деланные им в конце весны текущего года о том, что производство военно-транспортных машин будет выделено в отдельную систему, которая будет заниматься производством практически всех моделей транспортных самолетов, среди которых и Ан-70 и Ан-124. Исключение составит только Ил-96.
Напомним, до недавнего времени в Объединенной авиастроительной корпорации действовало четыре структуры по производству авиатехники в зависимости от назначения. При этом большая часть доходов доставалась военной авиации (80 процентов). Примерно 15 процентов получала гражданская авиация, 5 процентов прибыли приходилось примерно в равных долях на специальную и транспортную авиацию.
То, что в структуре ОАК не была предусмотрена структура военно-транспортной авиации, вполне объяснимо, поскольку за прошедший год было сдано в эксплуатацию только два Ил-76. Но после подписания протокола ситуация прогнозировано изменится коренным образом. Помимо Ил-76, в Ульяновске будут производиться Ан-124, а в Воронеже - Ан-70.
Нужно отметить, что уже есть определенные сдвиги по обоим проектам. Так, в июне 2012 года уже запланировано рассмотрение определенного числа наиболее острых вопросов, касающихся возобновления совместного серийного производства.
Если говорить в целом о проектах, то очевидно, что схема их проведения точно такая же, как было предложено несколько лет назад. В Украине будет производиться небольшая часть самолетов для совместных проектов, а также комплектующие к модернизированным машинам, все основное производство будет проводиться в России. Так, на украинском «Мотор Сич» будут производиться двигатели Д-27 для Ан-70, которых, начиная с 2013 года, будет выпущено 12 единиц. Постепенно темпы будут наращиваться.
Кроме того, на том же заводе будут производиться и двигатели Д-18Т, которые используются в Ан-124.
Таким образом, напрашивается простой вывод, наиболее перспективные совместные украино-российские проекты относительно военно-транспортной авиации больше выгодны российскому Министерству обороны, поскольку украинской стороне требуется совсем незначительная часть авиамашин. Но в то же время, существует реальная возможность со временем выйти на азиатский рынок и получать значительные прибыли, поскольку уровень закупок военной техники там развивается значительно быстрее.
Но пока проект существует только на бумаге. И он там и останется до тех пор, пока стороны не смогут договориться относительно производственных и финансовых разногласий. В противном случае реальное объединение и создание совместного украино-российского авиастроительного предприятия останется только мечтой. И никакие заседания никаких комиссий решить проблему не смогут.
Источник: topwar. ru