Для того, чтобы списки получали стала юридически возможна, власти предлагают внести изменения в Гражданский кодекс. Дума рассмотрит законопроект в сентябре.
Министерство транспорта подготовило проект отзыва правительства на законопроект от ЛДПР о черных списках пассажиров, которые замечены в грубых нарушениях правил безопасности на борту. По замыслу ЛДПР, авиакомпании получат право не продавать билеты таким клиентам в течение 5 лет.
У авиакомпаний будет особый публичный договор
«Правительство РФ поддерживает предложения о формировании перевозчиками списков пассажиров, совершивших на борту воздушного судна действия, угрожающие безопасности полетов», - говорится в проекте отзыва. В текст законопроекта «О внесении изменения в Воздушный кодекс РФ» предлагается внести ряд уточнений - но без подробностей. В частности, предлагается упорядочить список действий, которые могут привести в черный список, процесс оформления нарушений, уведомления пассажира о внесении в список и то, как пассажир сможет это обжаловать. Например, предлагается обязать перевозчика оформлять и выдавать нарушающему порядок пассажиру письменное предупреждение.
Главная юридическая сложность введения нормы о черных списках состоит в том, что она противоречит Гражданскому кодексу. «Согласно части 3 статьи 426 ГК, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить услуги не допускается», - напоминают авторы отзыва. Статью 426 ГК нужно поменять - и добавить туда для авиакомпаний специальное исключение.
Списки публиковать не будут
Чтобы составление «черных списков» не противоречило закону о персональных данных, правительство рекомендует определить цель составления списков - безопасность полетов - и отказаться от их опубликования. Еще до покупки билета пассажира предлагается информировать, что авиакомпания имеет право использовать его персональные данные в случае необходимости. Также в правительстве считают, что необходимо дифференцировать тяжесть нарушений, которые совершает пассажир, - то есть не включать в черные списки за все нарушения. Кроме того, говорится в отзыве, нужно проработать и обосновать срок, в течении которого авиакомпания сможет не продавать билет «проштрафившемуся» пассажиру.
Ранее законопроект о черных списках поддержали «Трансаэро», «Аэрофлот» и глава Росавиации Александр Нерадько. Один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов в разговоре с «Известиями» отметил, что если закон будет принципиально поддержан правительством, авторы готовы вносить в него доработки. Он отметил, что авторы закона готовы пойти на уступки и не прописывать право публиковать черные списки.
- Те пункты, которые предлагается доработать, по большей части носят юридический и технический характер, - говорит собеседник. - Что касается того, чтобы прописать порядок уведомление пассажира и право обжалования, в законе можно просто указать, что соответствующий подзаконный акт должен быть издан Министреством транспорта.
По словам Нилова, если законопроект будет окончательно поддержан правительством, он может быть рассмотрен в Думе уже в начале осени. «Сроков конкретных нет, но так как он «на принятие», то желание принять его будет гораздо больше, чем если бы правительство рекомендовало отклонить. Есть шанс, что в сентябре уже будет рассмотрен», - отметил Нилов.
Исключение для авиакомпаний чревато, считают в ОЗПП
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков назвал «безобразием» тот факт, что для авиакомпаний может быть внесено специальное исключение в Гражданский кодекс. «Положения Гражданского кодекса о публичном договоре - базовые. Если из этих положений делать исключения - то все разъедется как по швам. Сейчас подарок мы делаем авиакомпаниям, потом придут страховщики, потом банки», - отмечает Аншаков. По его словам, «черные списки» могут быть инструментом для авиакомпаний, чтобы не обслуживать «неудобных пассажиров» - тех, кто имеет юридический конфликт с компанией или требует внимания.
- Есть определенная категория пассажиров, которые авиакомпаниям не нравятся. Они, скажем, права качают, в суды обращаются - не только дебоширы, которые хулиганят на борту, - отмечает Михаил Аншаков, - Есть какие-то пассажиры, которых не хотят перевозить... Есть, например, инвалиды, с которыми авиакомпаниям не хочется связываться, потому что нужна инфраструктура и обученный персонал, чтобы доставить инвалидов на борт.
Мария Киселева
Источник: izvestia. ru