Пятница, 26.04.2024, 09:27
Приветствую Вас Гость

Авиановости

Главная » Дальняя авиация России хочет беспилотный бомбардировщик
21:13
Дальняя авиация России хочет беспилотный бомбардировщик

Дальняя авиация России хочет беспилотный бомбардировщикДальняя авиация России хочет получить первый в мире беспилотный стратегический бомбардировщик к 2040 году.

Хотя российские стратегические бомбардировщики не внесли существенного вклада ни в один вооружённый конфликт, уже разрабатывается ПАК ДА - их «пятое поколение». А теперь вот и командующий Дальней авиацией ВВС России А. Д. Жихарев заявил о планах по разработке к 2040 году стратегического беспилотного бомбардировщика шестого поколения.

Нашим ВС часто хотелось применить стратегические бомбардировщики. Да только целей почему-то не находилось. Построенные в парадигме советско-американского противостояния, они использовались то для постановки помех в Афганистане, то (зачем-то) в начале чеченской бойни (потом, конечно, от этого отказались). И даже в войне с Грузией! То есть там, где должны применяться фронтовые бомбардировщики. Отсюда и издержки: использование «стратегов» там, где место тактическим и оперативно-тактическим бомбардировщикам, довольно предсказуемо указало на то, что их живучесть в условиях работы ПВО противника ниже, чем у Су-25 и Су-24, и точность бомбовых ударов тоже ниже.

Иными словами, «вдруг» выяснилось, что тактические ударные ЛА лучше стратегических воюют на переднем крае, равно как и на небольшом удалении от него, а в войнах с противником, находящемся на другом континенте, «стратегов» применить так и не удалось: не было, к счастью, таких войн.

Казалось бы, это должно привести к некоторым выводам. К примеру, таким: стратегические бомбардировщики надо применять как стратегические бомбардировщики, а в локальных конфликтах с пограничной страной они неуместны. Выводы, конечно, были сделаны, правда, среди них есть и довольно странные: имеющиеся у нас стратегические бомбардировщики плохи (их легко заметить), а потому армии они не нужны. Именно поэтому ОАО «Туполев» проектирует сейчас ПАК ДА, который якобы поступит на вооружение в 2020-2025 годах. Как это может быть, когда даже проект машины ещё не утверждён (и утвердят его чуть ли не в 2013-м), - общественности не объясняют, справедливо полагая, что объяснить это невозможно.

Но лиха беда начало: 2 августа командующий Дальней авиацией Военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Анатолий Жихарев заявил, что планируемый стратегический бомбардировщик шестого поколения может быть беспилотным, а его появление ожидается «в районе 2040-2050 годов».

Мы очень надеемся, что перед нами скорее рассуждения о том, что такая возможность просто рассматривается, нежели информация о некоей конкретной разработке. Собственно говоря, последняя исключена: до окончания постройки «стратобомбера» пятого поколения создание машины шестого поколения не начать. Напомним: ПАК ДА («пятое поколение») должен быть одновременно сверхзвуковым по крейсерской скорости и скрытным. Хотя уже сейчас понятно, что на использующихся технологиях скрытность его будет меньше, чем у дозвукового американского В-2, однако работа предстоит большая, и конца ей не видно.

Интересно другое: наша страна, отстающая сегодня по всем направлениям разработки БПЛА, устами военных заявляет о намерении обогнать весь мир «по беспилотникам», создав их новый класс - стратегические беспилотные бомбардировщики.

Хорошо это или плохо? И военные, и независимые эксперты в США не раз отмечали, что для машины весом в десятки и сотни тонн наличие или отсутствие пилотов не столь значимо, как для самолёта поля боя, который весит считанные тонны: много места не сэкономить, да и вес сильно не снизишь. Отработка же беспилотности для нового самолёта требует огромных средств. И самое главное: стратегический бомбардировщик очень дорог. Даже Ту-160 стоил $250 млн за штуку, из-за чего СССР так никогда и не имел их больше 16. Да что там, они так дороги руководству, что ни разу не воевали - даже в Грузии, где погиб российский Ту-22М.

Как известно, на данном этапе аварийность беспилотников на один самолётовылет не ниже, чем у пилотируемой авиации, а некоторые злопыхатели говорят, что и выше. Для небольшой машины это приемлемо, но что делать, если таковых у вас 16 и вы точно знаете, что по экономическим причинам никогда не сможете построить ещё хотя бы столько же?

Какую цель вообще может иметь беспилотный стратегический бомбардировщик? Снизить потери лётного состава? Они в любом случае будут слишком малы: стратегических бомбардировщиков у нас мало, не наберётся и ста. Может быть, хочется обогнать США в разработке таких машин? Но и Штаты пока не собираются делать беспилотные стратегические бомбардировщики. Даже создаваемый к 2020-м Long-Range Strike Bomber, хотя и планируется «опционально управляемым» (то есть сможет летать и как робот, и п/у человека), на деле не является стратегическим, и это не говоря уже о том, что сама реализация проекта весьма сомнительна.

Единственное, в чём стратегический беспилотник действительно лучше, чем пилотируемый, - это время полёта над районом цели. Тот же Long-Range Strike Bomber обещает до 100 часов полёта - без пилота, разумеется. Очевидно, это и есть главное преимущество стратегического дрона в глазах руководства нашей дальней авиации - играть роль «длинной руки», которая «может взлететь с ядерным оружием на борту и барражировать в зонах патрулирования в ожидании приказа от Верховного главнокомандующего».

Как всё это оценивать? Амбиции - это хорошо, но стоимость программы создания таких средств устрашения будет, вне всякого сомнения, космической. Кроме того, не стоит забывать о том, что войн, в которых их можно будет применить, России вести не придётся - хотя бы потому, что она к ним не готова. А значит, рано или поздно у командования возникнет соблазн применить их против очередной Грузии. С предсказуемым результатом.

Александр Березин

Источник: science. compulenta. ru



Категория: Среда создания | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Россия-Израиль: возможен совместный проект беспилотника
Курсанты Борисоглебского авиацентра пересядут на Як-130
Dassault получила первый радар с АФАР для истребителя Rafale
Мексика покупает для президента "воздушный бункер"
ВВС США закрыли проект гигантского дирижабля
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Категории
Общее
Общие сведения
Технологии
Новые подходы
Конкуренты
О сверстниках
Сотрудничество
О кооперации
Среда обитания
О месте и роли
Среда создания
Откуда родом
Иные принципы
Другая физика
Нештатная ситуация
Исключения из правил
Реклама
Популярные новости
» Чему научило НАТО ливийское небо
» Война глазами немецких летчиков
» Германия продлила аренду беспилотников Heron 1
» Минтранс запретил "Белавиа" все полеты в РФ, кроме Москвы
» Иордания дала убежище беглому пилоту ВВС Сирии
» Россия передала Индонезии образцы крови родственников
» ВВС России получат 30 легких вертолетов "Ансат" как заработать
» Эксперты уверены: стоимость авиабилетов в России будет расти
» Минск: условия РФ по рынку авиаперевозок - неприемлемы
» Над Сирией засекли иранские беспилотники

Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Форма входа